В последнее время получило широкое распространение предоставление потребительского кредита в банках и торговых точках, где имеются представительства банков.
Потребительский кредит (заем) — денежные средства, предоставленные кредитной организацией гражданину на основании кредитного договора, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предоставление потребительского кредита регулируется нормами Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Предлагаем соблюдать следующие правила при получении потребительского кредита:
1. Оцените свою платежеспособность.
Оформить кредит можно, только если Вы уверены, что долг удастся отдать вовремя и в полном объеме. Проанализируйте свой бюджет, сформируйте подушку безопасности, изучите предложения банков.
2. Ознакомьтесь с информацией о кредите и условиях его погашения до подписания самого договора.
Ваше право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено законодательством (ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Согласно действующему законодательству РФ, банк обязан раскрывать полную информацию о размере кредита, о наименовании кредитора, графике погашения, процентной ставке по кредиту, комиссиях, о штрафных санкциях за пользование кредитом и т.д..
3. Внимательно изучите условия кредитного договора.
Не спешите подписывать кредитный договор. Перед подписанием документов тщательно изучите их, по возможности возьмите их домой, законом вам дано такое право — предоставить кредитору решение о согласии с условиями кредита в течение 5 дней с момента предоставления Вам условий кредитного договора. Банк может установить больший срок, который в последующем не может быть сокращен.
По требованию заемщика в течение указанного срока кредитор бесплатно предоставляет ему общие условия договора потребительского кредита (займа) соответствующего вида.
4. Необходимы ли Вам дополнительные услуги?
При заключении договора, кредитные организации зачастую предлагают дополнительные продукты (страхование жизни и здоровья, смс-информирование, юридическое сопровождение и т.д.), включая их в полную стоимость кредита. При этом от таких услуг вы вправе отказаться, и это не является поводом для отказа вам в выдаче самого кредита. Для этого необходимо обратиться в кредитную организацию с письменным заявлением об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.
5. Обратите внимание на график платежей.
В графике платежей кредитор обязан указать отдельно суммы, направляемые на погашение основного долга по потребительскому кредиту (займу), и суммы, направляемые на погашение процентов.
6. У вас есть право на отказ от получения потребительского кредита полностью.
По общему правилу, установленным законодательством, досрочно можно вернуть кредит полностью или частично, уведомив об этом кредитора не менее чем за 30 календарных дней до дня возврата, если договором не установлен более короткий срок для уведомления.
Без предварительного уведомления кредитора заемщик вправе в течение 14 календарных дней, отсчитывая со дня получения кредита (займа), досрочно его вернуть с уплатой процентов за фактический срок кредитования.
Если предоставлен целевой кредит (заем), заемщик вправе в течение 30 календарных дней с даты его получения досрочно вернуть всю сумму кредита (займа) или ее часть с уплатой процентов за фактический срок кредитования также без предварительного уведомления кредитора.
7. Платите всегда вовремя.
В противном случае банк применит к вам штрафные санкции (по закону) и ваш долг может быть передан коллекторам.
Помните! Подписав кредитный договор, вы соглашаетесь со всеми его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе, по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение (ненадлежащее исполнение), которых банк будет вправе обратиться с иском в суд.
Подписывайте кредитный договор (иные документы банка), только если вы уверены в том, что все его условия понятны и вы убеждены, что сможете исполнить условия договора вовремя!
Напоминаем!
С 1 января 2020 года действует новый досудебный порядок урегулирования споров потребителей к финансовым организациями.
Потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.
В случае если финансовая организация отказывается удовлетворить требования потребителя, до обращения в суд потребитель для урегулирования спора должен обратиться к финансовому уполномоченному.
Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон).
Финансовый уполномоченный рассматривает имущественные требования потребителя, размер которых не превышает 500000 рублей.
Обращение потребителя финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или в письменной форме.
Прием и рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно.
До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен обратиться с заявлением — претензией в финансовую организацию. Данный претензионный порядок установлен статьей 16 Закона и является обязательным для потребителей.
С подробной информацией о порядке направления обращения финансовому уполномоченному можно ознакомиться на официальном сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru.